Skip to content

Восточные ширмы

Голландская Ост-Индская компания активно импортировала восточные ширмы в Европу с начала XVIIв.

Коромандельские ширмы с прорезным декором считаются самыми лучшими из многих видов китайских лаковых ширм.

На ширмы черного цвета существовал самый высокий спрос. Дополнительно использовали красный,  зеленый, бирюзовый, голубой, желтый, коричневый и баклажанный цвета, а так же золотую пыль, мыльный камень, перламутр и слоновую кость.

Качество китайского лака было такое, что лаковые изделия  поднятые спустя столетия с затонувших кораблей остались неповрежденными.

Коромандель, участок индийского побережья был одним из пунктов где накапливались и обменивались товары. Хотя прижилось название «кромандельские» ширмы, это не имеет никакого отношения к месту изготовления этих предметов, родиной которых был Китай.

Ширмы состояли из 6-8-12 секций. По легкости и подвижности китайские ширмы уступали японским.

 

 

коромандельские ширмы антикварные китайские ширмы
Коромандельская ширма/ 1685-1700/ Южный Китай/ Рейксмузеум

 

В Японии преимущественно создавали расписные ширмы, а в Китае лаковые.

Первые известные створчатые ширмы появились в Китае. Из Китая традиция изготовления ширм перекочевала в Японию.

В Японии было три типа ширм: ширма у входа для защиты от злых духов, створчатая ширма, скользящая внутренняя стенная панель.

Японские ширмы постоянно передвигались, поэтому одной из главных качественных характеристик ширмы была ее легкость.

В японских домах не имевших постоянных стен, а следовательно каких бы то ни было настенных росписей или картин, именно ширмы стали образцами изобразительного искусства.

Практически все дома имели ширмы отличающиеся по качеству изготовления в зависимости от состоятельности хозяев.

Скрепленные петлями отдельные вертикальные панели при образовании углов становились устойчивыми. Художник работал так, чтобы композиция выглядела законченной как на каждой отдельной створке, так и на общей поверхности ширмы. Художественная композиция наносилась справа налево.

Так как ширма была своего рода символом богатства, роспись часто делали на золотом фоне. Наиболее популярными сюжетами росписи створок ширм были мотивы на тему четырех сезонов.

 

Антикварные ширмы
Ширма/ Ранняя весна/Школа Ункоку/ 1630-1660гг./ Япония/ Рейксмузеум

 

(с) Yulia Sycheva/Все права защищены/Ссылка/гиперссылка обязательна вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.

Be First to Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *