Skip to content

Stedelijk Base. Новая экспозиция городского музея Амстердама.

Александра Харитонова/30.03.2018

Новая постоянная экспозиция Городского музея Амстердама открылась в
декабре 2017 года и сразу же привлекла большое внимание публики и критиков.
Архитектуру первой части выставки и экспозиционное решение разработало бюро ОМА,
возглавляемое Рэмом Колхасом, одним из самых знаменитых в мире голландских
архитекторов.

Рэм Колхас всегда парадоксален и, несмотря на свои 72 года, невероятно
современен. Он является одним из трендсеттеров современной урбанистики, не только в
реализованных им постройках, среди которых и музейные здания, таких как Кунстхалле в
Роттердаме и Фонд Прада в Милане, но и благодаря своим теоретическим
исследованием современного городского, архитектурного пространства и социума.

 

музей Стеделик
Stedelijk Base

 

При создании проекта экспозиции в Стеделике было принято нестандартное
решение, потребовавшее изобретения новых технологий. Постоянную экспозицию
решено было перенести в новое крыло, на самый нижний этаж (ранее она всегда
располагалась в основном, историческом здании 1895 года), а в качестве стен
использовать не обычные пилоны из фанеры, а прочные стальные листы.

Но сталь как материал имеет особенность вибрировать, что не допустимо для повески ценных
произведений искусства. В связи с этим, производителям стали совместно с техническими
службами музея и бюро Колхаса пришлось изобрести новаторский способ конструирования, чтобы избежать этого неприятного эффекта.

Благодаря техническим расчетам и экспериментам, они нашли идеальное решение, разместив стальные листы в определенной конфигурации, наряду с фанерными панелями. Таким образом, эстетика архитектурного решения определилась в том числе его функциональной нагрузкой.

 

Stedelijk Base

 

 

Экспозиция первой части Stedelijk Base охватывает период с 1880 по 1980 год и
включает более 500 предметов живописи, скульптуры, видеоарта, инсталляций, а также
промышленного дизайна, декоративно-прикладного искусства, фотографии, графического
и типографского искусства.

Вопреки принятой практике, когда произведения в постоянной коллекции
разделяются по видам искусства и секциям, куратор Маргрит Схавемакер, Рем Колхас и
Федерико Мартелли (коллега Колхаса, соавтор архитектуры выставки) решили сделать
единую экспозицию, где предметы прикладного искусства соседствуют с современными
им произведениями.

Это продиктовано отчасти «постмедийностью» самого современного искусства, когда художники используют для создания произведений все возможные средства, от станковой картины до текстильных объектов, керамики, мусора и реди-мейдов. С другой стороны, это позволяет избежать изоляции «высокого искусства» от контекста времени и ярче очертить внутреннюю логику стилевого развития того или иного периода.

Структура экспозиции также предполагает довольно свободный маршрут: по
периметру экспозиции произведения выстроены по хронологическому принципу, в то
время как свободно стоящие стены представляют собой некие экраны, на которых
выставлены ключевые произведения того или иного периода или художника. Таким
образом, возникают необычные диалоги между произведениями, выявляются неожиданные связи, а просмотр предполагает определенный динамизм.

 

Музей Стеделик
Lucio Fontana/ Spatial Concept, Expectation/1966/Stedelijk Base

 

В тоже время, залы разделены по периодам и направлениям в искусстве: от живописи Георга Хендрика Брейтнера, Поля Сезана и Винсента Ван-Гога до концептуализма и феминизма в искусстве конца 1970-х- начала 1980-х годов.

В рамках экспозиции можно увидеть все знаменитые сокровища Стеделика –произведения Марка Шагала, создателей беспредметного искусства Василия Кандинского, Казимира Малевича (благодаря усилиям одного из директоров, Виллема Сандберга, с 1958 года музей обладает самой большой коллекцией живописных произведений Малевича вне России), Пита Мондриана, работы группы «Де Стиль», немецких экспрессионистов, группы «КОБРА» и группы «Ноль», весь цвет новаторского американского искусства 1950-1960- х годов от абстрактных экспрессионистов Джексона Поллока, Вильяма де Кунинга, Марка Ротко и Барнета Ньюмана, «попартистов» Энди
Уорхола и Роя Лихтенштейна до пугающе интригующей инсталляции Эдварда Кинхольца
«Забегаловка»(1965).

 

(с) Art Club Amsterdam/Все права защищены/Ссылка/гиперссылка обязательна вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.

Be First to Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *