Skip to content

Ар Нуво в Нидерландах (1884-1914гг.)

Ар нуво в Нидерландах гаагский модерн
Ширма/Карел Виртс,Carel Wirtz/Atelier Hubert Fermin/Гаага/1902/ Муниципальный музей Гааги

 

В разных частях Европы  стиль Ар Нуво воплотился по разному, в зависимости от индивидуального характера каждой страны.

На развитие стиля в Нидерландах в наибольшей степени повлияли идеи Джона Рескина/John Ruskin и Уильяма Морриса/William Morris.

Голландская версия Ар Нуво стремилась к истинному, аутентичному стилю, к чистоте форм и высокому мастерству ремесленников.

 

Ар руво в нидерландах ювелирное искусство модерна
Брошь/ Людовик Виллем ван Кутен/ Амстердам/1908-1911/ Рейсмузеум

 

Многие голландские дизайнеры,  художники и искусствоведы отвергали ярко выраженный художественный язык соседних стран.

«Новое искусство», по их мнению, должно быть связано с национальным характером, а изящная, извилистая  линия (“удар хлыста”) не соответствовала простому и “приземленному” голландскому характеру.

 

ар нуво антиквариат в нидерландах артагенство
Письменный прибор/ Тео Нивенхаус/Theo Nieuwenhuis/ Амстердам /1903г/ Рейксмузеум

 

«Боязливая непринужденность» бельгийцев и французов или «искусство украшательства» немцев, трактовалось в Нидерландах как нечто, от чего голландским художникам лучше держаться подальше.

Непрактичные и нездоровые формы  Ар Нуво из соседних стран противопоставлялись честным и строгим голландским формам. «Пусть Бог защитит нас  от влияния дизайна Ван де Велде!» говорили именитые искусствоведы того времени, или «Лучше честная некрасивость чем фальшивая красота».

 

ар еуво в Нидерландах голландский антиквариат
Бокал с крышкой/ Лайтман/ Амстердам/ 1911г./ Рейксмузеум

 

Тем не менее не все дизайнеры и художники чутко отнеслись к подобного рода наставлениям. Мы видим, что изящные, замысловатые линии и формы Ар Нуво оставили свой след в Нидерландах, особенно в Гааге и не только в архитектуре, но и в прикладном искусстве.

В теории все было однозначно, но на практике существовали разные вкусы и сочетались элементы из разных движений. Это придало стилю Ар Нуво в Нидерландах довольно многообразный вид.

Связывало всех художников убеждение,что хороший дизайн является важным условием для лучшего общества. «Новое искусство для нового прогрессивного общества»! Таков был их девиз.

 

ар нуво в Нидерландах голландская керамика
Настенное блюдо/Фаянс/Полихромная роспись/Тео Коленбрандер/Розенбург/ Гаага/1887г./Рейксмюсеум

 

Главной отличительной национальной особенностью стиля Ар Нуво в Нидерландах было использование мотивов, техник и материалов заимствованных из аутентичного искусства Голландской Ост-Индии (Индонезии), жемчужины в короне голландской колониальной империи.

Важное значение на формирование стиля оказали органические декоративные мотивы вдохновленные  природой, экзотические влияния, движение символизма и голландский стиль КВАБ.

 

Ян Тором Искусство в Нидерландах ар нуво
Ад, где твоя победа?/Ян Тороп/1892/ Рейксмузеум/ Ян Тороп — крупнейший представитель символизма в нидерландской живописи.

 

В 1900 году по инициативе знаменитого нидерландского архитектора Хе́ндрика Пе́трюса Берла́ге/Hendrik Petrus Berlage и дизайнера Жака ван ден Боса/Jac van den Bosch был открыт магазин Het Binnenhuis в Амстердаме на улице Рокин, где предлагали дизайн отвечающий принципам рационализма.

Привлеченные к работе дизайнеры Харм Элленс/ Harm Ellens, Хендрик Виллем Мол/Hendrik Willem Mol, Франс Зволло/Frans Zwollo, Ламбертус Зайл/ Lambertus Zijl, Крис ван дер Хуф/Chris van der Hoef, Маринус Хак/Marinus Hack, Виллем Коенраад Браувер/Willem Coenraad Brouwer, Йозеф Мендес да Коста/Josef Mendes da Costa, Крис Лебау/ Chris Lebeau, Михил Дуко Кроп/Michiel Duco Crop, Йоханес Лубер/Johannes Aarnout Loeber, Якобус Герардус Велдхер/Jocobus Gerardus Veldheer, Тео Молкенбур/Teo Molkenboer, Георг Рутер/Georg Rueter,Герарда де Ланг/ Gerarda de Lang, Мари де Граф/Marie de Graaf, Сара де Сварт/ Sara de Swart, Эмили ван Керкхоф/Emilie van Kerckhoff, Мари ван дер Вайде/Marie van der Weijde, Вильгельмина ван Марел/Wilhelmina van Maarel, Шурд де Рос/Sjoerd de Roos и другие были недовольны тем как в Het Binnenhuis были организованы продажи.

По их мнению Берлаге и Ден Бос продвигали в первую очередь свои работы. Поэтому в скором времени они открывают новое предприятие про продаже дизайна De Woning.

 

антиквариат в Нидерландах Ян Тороп ар нуво
Рама лоя зеркала/ Ян Тороп/ Гаага/ 1898/ Муниципальный музей Гааги

 

В Гааге располагался другой крупный конкурент именитого архитектора Берлаге- фирма Arts & Crafts. Здесь все было создано по примеру парижского L’Art Nouveau Зилфреда Бинга.

Публике предлагали интернациональное искусство, работы Эдгара Дега/ Edgar Degas, Клода Моне/Claude Monet, Августа Ренуара/August Renoir, Яна Торопа/ Jan Toorop и других авторов, дизайн Тео Коленбрандера/ Theo Colenbrander, стекло Луи Комфорта Тиффани/Louis Comfort Tiffany, керамику Франсмана Альберта Дамуса/ Fransman Albert Dammouse мебель по эскизам Торна Приккера/ Thorn Prikker и готовые интерьеры по дизайну  Ван де Велде/ Van de Velde.

 

ар нуво афиши
Афиша/ Делфтское салатное масло/Ян Тороп/1894г/ Муниципальный музей Гааги

 

(с) Yulia Sycheva/Все права защищены/Ссылка/гиперссылка обязательна вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.

 

 

Be First to Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *